Упр. “Жизнь с болезнью”

Цель: демонстрация отрицательных сторон жизни с болезнью.

Каждому участнику раздается по 10 карточек с различными жизненными ценностями. Ведущий просит выбрать из них 5 наиболее важных. Затем по воле “злого рока” ведущий наугад отбирает еще 2. Участники группы обсуждают оставшиеся:

1        Можно ли жить с тем, что осталось?

2        Стоило ли рискованное поведение стольких потерь?

Ценности

(по материалам конференции «Толерантное отношение к ВИЧ-нфицированным»).

Независимость:

Конфиденциальность частной жизни, способность принимать решения, самоопределяться

Физическая подвижность:

Способность бегать или ходить, управлять велосипедом, автомобилем или др. транспортным средством

Функции мышления:

Здравый рассудок, память, способность устанавливать логические связи, речь

Внешний вид:

Потеря веса, состояние кожи, общее физическое состояние

Финансы:

Деньги, счет в банке, кредитные карточки, сбережения, работа и зарплата

Жилье:

Дом, квартира, снятое жилье

Функции организма:

Зрение, слух, вкус, секс, контроль функций выделения

Любимый человек:

Партнер, любимый, супруги, лучший друг, член семьи

Любимое занятие:

Искусство, музыка, танцы, спорт, туризм, хобби, домашние животные

Планы на будущее:

Отпуск, путешествия, праздники, карьера, дети

 

«Любимые и нелюбимые сказки».

Цель: выявление личностных позиций участников относительно различных сфер жизни, через проекцию на героев сказок..

Это не отдельная игра, а система процедур, рассчитанная на двухчасовое занятие.

1) Разогрев.

После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку или отрывок из нее — остальные участники должны узнать эту сказку. Время на подготовку — пять минут.

2) Любимая сказка.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь уточняет: назвать сказку, которая нравилась в детстве, или ту, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства.

Не возбраняется называние двух и более сказок.

3) Нелюбимая сказка.

После того как список любимых сказок составлен, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую, которая в детстве по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все), большинство с готовностью называют такие сказки — порой значительно активней, чем любимые.

Список нелюбимых сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка.

4) Причины  ЛЮБВИ-НЕЛЮБВИ.

Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:

  • Почему вам нравится именно эта сказка?
  • Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
  • Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
  • Перечитывали ли вы ее, став старше?
  • Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок: добавляется частица «не» в первом вопросе и заменяется слово «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором.
Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения – учесть соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в соотношении примерно пятьдесят на пятьдесят, иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские (в одной из недавних групп среди нелюбимых не было названо ни одной народной сказки!). Статистика, собранная за несколько лет использования этой процедуры, убедительно подтверждает эту закономерность.

Следовательно, существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается личность автора, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой.

Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х. Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Нет также сказок братьев Гримм.

5) Постановка «ЛЮБИМОЙ-НЕЛЮБИМОЙ» сказки.

Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Вот с ней-то и предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет (в моей практике такого ни разу не случалось) или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.

Ведущий объявляет руководителями двух человек, назвавших одну и ту же сказку. Для одного из них она любимая, для другого — нелюбимая. Они набирают команды: по очереди называют имя человека, которого они берут в свою команду.

Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и т.д.Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.

Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие — в спектакле должны быть заняты все участники команды.

Время на подготовку не менее получаса. Конечно, каждой «труппе» нужно предоставить отдельное помещение для репетиции. По истечении отведенного времени команды представляют подготовленные спектакли.

6) Углубленный анализ.

Углубленный анализ ролей является самым важным этапом занятия: именно здесь происходят порой катарсические прорывы и инсайты.

Ведущий просит участников пока не выходить из своих ролей. «Актеры» располагаются по кругу, оставаясь в «своей труппе».

Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой.
Начинать нужно с того, кто первым появился на сцене. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказки ведущий может сразу обратиться к аналогичному персонажу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо новые.

Для иллюстрации приведем некоторые вопросы, заданные мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка».

  • Давно ли вы вышли замуж за дровосека?
  • Что вас заставило сделать это?
  • Как вы относитесь к своему мужу?
  • Не могли бы вы описать его характер?
  • Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Какими своими качествами вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы носят «открытый» характер, то есть дают возможность для свободного фантазирования. Исполнитель роли и другие участники начинают глубже понимать этого человека и видеть в нем не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть неординарный, взгляд на мир.

В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем собственных дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей материнские обязанности, тщательно прячущей свои подлинные переживания.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников.
Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе, ни трактовка исполняемой роли не являются случайностью. В каждой роли исполнитель отражает — хотя бы частично — самого себя. Иногда анализ ролей позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже самым незначительным — с Тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше роль, тем больше возможностей у «актера» наполнить ее собственным содержанием.
Данный анализ может занять примерно час.

7) Деролинг.

Деролинг — психодраматическая процедура «снятия» роли. Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Обычно для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я — (собственное имя)».

8) Анализ «ОТ СЕБЯ»

На этом этапе каждый участник рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и ее анализа, о своих мыслях. Самое главное здесь — дать возможность каждому полностью высказаться.

Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. Часто на следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники высказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.

 

Моделирование жизненной ситуации “Зависимый человек”;

Цель: демонстрация сложности такого явления как “зависимость”, в том числе и от наркотиков.

            В центр круга выходит доброволец, который будет играть роль зависимого человека. Ведущий выступает в роли наркотика, но он говорит о себе лишь то, что с ним приятно общаться, от такого общения люди получают удовольствие. Выходит участник, в роли «удовольствия» и берет “зависимого” за руку. Ведущий сообщает, что удовольствие от общения с ним рано или поздно входит в привычку – выходит “привычка” и берет “зависимого” за другую руку.

            Через некоторое время человек уже не может обходиться без объекта привязанности, он становится зависим от него. Выходит “зависимость” и берет “зависимого” сзади за талию. Ведущий говорит, что через некоторое время человек так зависит от общения с ним, что это становится смыслом жизни. Выходит “смысл жизни” и берет “зависимого” за горло.

            Затем по-очереди выходят “ценности” и пытаются помочь “зависимому”. Задача ведущего разрушать ценности и показывать, что зависимый человек в западне, из которой очень трудно выбраться.

Роли для жизненной ситуации.

Удовольствие

Привычка

Зависимость

Смысл жизни

Семья

Друзья

Статус

Любимый человек

Ценности

Хобби

Здоровье 

    

Периодически в ходе упражнения – “удовольствие”, “привычка”, “зависимость”, “смысл жизни” крепко сжимают человека. Ведущий интересуется ощущениями всех участников, особенно “зависимого”. В конце упражнения участники возвращаются в круг и обсуждают ситуацию. В целях психологической безопасности ведущий говорит, что, конечно же, это была игра, но она отражает реальность.

 

Психологическая акция «Роковые яйца».

Цель: осознание ответственности перед кем-то за свои поступки.

      Членам группы сообщается, что будет проходить психологическая акция, но количество участников ограничено, поэтому привлекаются добровольцы. О том, что с ними будет происходить, добровольцы узнают лишь после того, как согласятся.

      Каждый участник маркером разрисовывает выданное ему яйцо. Он может представить его в образе: цыпленка, матрешки, младенца… Необходимо в течение смены везде носить его при себе (на веревочке), так как вам не с кем оставить своего «ребенка». В этом конкурсе побеждают те участники, чьи «дети» доживут до конца смены. Затем, участники собираются вместе для общего обсуждения. Победители щедро вознаграждаются.

      Уничтожение чужого ребенка наказывается лишением родительских прав, то есть изъятием собственного ребенка из «семьи» нарушителя.

 

Упражнение «Формула 1».

Цель: обсуждение меры ответственности каждого при выполнении общего дела, а также важности слаженных действий.

      Из стульев «собирается» автомобиль. Вызываются четверо добровольцев, которым дается инструкция. Представьте себе, что вы участвуете в гонках «Формула 1». Один из вас пилот автомобиля, задача других – сменить шины за три минуты. Трое участников выходят за дверь, каждому индивидуально дается инструкция:

  1. Вы – главный инженер. У вас большой опыт. В своей работе вы достигли высокого положения, поэтому менять шины – ну не для вас. Пусть этим занимается молодой специалист. Ваша задача заставить сделать это молодого специалиста.
  2. Вы – молодой специалист. Теоретически вы знаете как это сделать, но на практике это для тебя впервые. Вы боитесь это сделать. Ваша задача собственноручно не менять покрышки.
  3. Вы специалист по тормозам. Вы должны всем мешать и при этом говорить, что тормоза – самое важное в машине; без тормозов и ни туды, и ни сюды. Твоя задача, чтобы машина не поехала.

 

Упр. “Ящик Пандоры”;

Цель: обсуждение основных мотивов начала потребления наркотиков.

Ведущий кладет в коробочку морковку. Участникам говорят, что там лежит -  “нельзя”, “плохо”, “запрещено”, не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке как хочет.

Всем напоминают что то, что лежит в коробке это “нельзя”, “плохо”,    “запрещено”, но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали реальные причины начала употребления наркотиков.